Организация охраны здоровья учеников является важной задачей образовательных учреждений. Она включает в себя создание безопасной среды, обеспечение правильного питания, физической активности и психологической поддержки. В школах должны быть внедрены программы по обучению здоровому образу жизни, регулярные медицинские осмотры и мониторинг состояния здоровья учащихся. Важным аспектом также является вовлечение родителей и сообществ в инициативы по укреплению здоровья. Комплексный подход поможет снизить уровень заболеваемости и улучшить качество жизни школьников, способствуя их гармоничному развитию и успешной учебе.
Организация охраны здоровья учеников

Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Состояние здоровья учащихся — это важный аспект, который влияет на их учебные успехи, социальное взаимодействие и общее качество жизни. Формирование здоровья учащихся зависит от множества факторов, которые можно условно разделить на несколько категорий:
-
Физические факторы:
- Питание: Качественное и сбалансированное питание играет ключевую роль в поддержании здоровья. Недостаток необходимых витаминов и минералов может негативно сказываться на учебной активности и общем самочувствии.
- Физическая активность: Регулярные физические нагрузки способствуют укреплению здоровья, улучшают настроение и помогают справляться со стрессом.
- Состояние окружающей среды: Чистота воздуха, качество воды, уровень шума и другие экологические факторы могут значительно влиять на здоровье.
-
Психологические факторы:
- Стресс и эмоциональное состояние: Высокий уровень стресса, связанные с учёбой и социальными взаимодействиями, может привести к психическим расстройствам и ухудшению физического состояния.
- Поддержка и взаимодействие с окружающими: Наличие крепких отношений с родителями, друзьями и педагогами способствует психоэмоциональному благополучию.
-
Социальные факторы:
- Уровень жизни семьи: Социально-экономические условия жизни могут влиять на доступность качественного питания, медицинской помощи и возможности занятия спортом.
- Образование: Уровень образования родителей и общие образовательные практики в семье могут сказываться на здоровье детей.
-
Образовательные факторы:
- Система образования: Школьные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, физическое воспитание и информирование о здоровье, могут способствовать формированию у учащихся правильных привычек.
- Нагрузки и режим учебы: Переизбыток учебной нагрузки и недостаток времени на отдых могут негативно повлиять на здоровье.
-
Генетические факторы:
- Предрасположенность к определенным заболеваниям может влиять на общее состояние здоровья учащихся.
Важно учитывать, что здоровье учащихся — это интегративный показатель, зависящий от взаимодействия всех перечисленных факторов. Для профилактики проблем со здоровьем необходимо учитывать эти аспекты на уровне как семьи, так и образовательных учреждений, а также на уровне здравоохранения.
Медицинский работник выполняет следующий объем работы:
-
Медицинский работник в школе выполняет множество важных задач, направленных на поддержание здоровья и благополучия учеников. Основные обязанности включают:
-
Медицинский осмотр: Проведение регулярных медицинских осмотров учеников для контроля их здоровья и своевременного выявления заболеваний.
-
Вакцинация: Организация проведении прививок в соответствии с календарем профилактических прививок.
-
Первая помощь: Оказание первой медицинской помощи при травмах, ушибах и острых состояниях.
-
Мониторинг здоровья: Ведение учета состояния здоровья учеников и их физического развития.
-
Консультирование: Дача рекомендаций по вопросам здоровья, питания и гигиены, а также о профилактике заболеваний.
-
Работа с хроническими заболеваниями: Идентификация учеников с хроническими заболеваниями и составление индивидуальных планов их обучения и работы.
-
Программы по профилактике заболеваний: Разработка и реализация программ, направленных на профилактику заболеваний и пропаганду здорового образа жизни.
-
Сотрудничество с родителями и педагогами: Консультирование родителей и взаимодействие с учителями по вопросам здоровья учеников.
-
Психосоциальная поддержка: Проведение мероприятий по профилактике стресса и психологическим проблемам среди детей.
-
Экстренные закупки медикаментов: Участие в ведении медикаментов и материалов для оказания медицинской помощи.
Работа школьного медицинского работника направлена на создание безопасной и здоровой среды для обучения детей.
Температурный режим
Температура помещений школы
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные классы | 18-24 |
Спортивный зал | 17-20 |
Столовая | 18-24 |
Температурный режим в школе: нормы по СанПин
Температура в школе по СанПиНу 1.2.3685-21 в классе, коридоре, спортзале и остальных помещениях должна быть разной. Для каждой категории школьных кабинетов установлен диапазон рабочих температур, который считается наиболее комфортным для ведения той или иной деятельности.
В учебных классах, лабораториях, кабинетах узких специалистов, актовом зале, столовой, библиотеке, температура воздуха должна составлять +18–24°C. В этих помещениях дети малоподвижны и одеты в школьную форму.
В гардеробе, вестибюле, коридорах — +18–24°C.
В спортивном зале и помещениях, где школьники проводят секционные спортивные занятия, устанавливается более прохладный температурный режим +18–20°C. Во время физической активности учащимся не должно быть слишком жарко.
В школьных мастерских также поддерживается температура +18–20°C.
В спальных и общих помещениях школ-интернатов тепловой режим составляет +18–24°C. Это наиболее комфортный климат для жизнедеятельности ребёнка.
В туалетах и комнатах личной гигиены температурный режим составляет +18–26°C.
В душевых помещениях температура воздуха должна находиться в пределах +24–26°C.
В бассейне на 1-2°С выше температуры воды.
Температура ниже указанных СанПиНом параметров
недопустима. Дети не должны испытывать дискомфорт и подвергаться риску простуды.
При отсутствии детей в помещениях должна поддерживаться температура не ниже +15°С.
Что делать, если ребёнок жалуется дома на холод в классе?
Родители вправе обратиться с письменным заявлением к директору образовательного учреждения.
Предварительно необходимо определить средний показатель температуры в классном помещении и посмотреть, сколько градусов на термометре в кабинете.
Температурный режим для ограничения посещения школы
Температура | Скорость ветра | Занятия отменяются в классах |
---|---|---|
-36 | 1-4 м/с | 1-5 |
-38 | 1-4 м/с | 6-11 |
Главы муниципальных районов и городских округов самостоятельно принимают решения об ограничении посещения образовательных учреждений при низких внешних температурах. Например, в Чите по распоряжению мэра города Анатолия Михалева учащимся 1-4 классов разрешается не посещать занятия при температуре -36°С, а ученикам 5-11 классов при температуре -38°С и ниже.
Родители самостоятельно принимают решение о посещении ребенком школы в морозные дни. Образовательные учреждения не отменяют занятия и принимают прибывших детей. В случае, если большинство учеников не приходит на занятия, то новый материал не изучается, используется каникулярное время для наверстывания учебной программы. Данная ситуация регулируется внутренним приказом школы.
Работа школьных маршрутов в морозные дни осуществляется по согласованию между администрацией общеобразовательных учреждений, родителями, управлением образования в соответствии с возможностями и условиями подвоза. В обязанности школ входит ежедневное информирование управления образования о выходе школьных автобусов на линию и количестве подвезенных детей.
Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в зимний период проводится еженедельный мониторинг по температурному режиму в образовательных учреждениях.
Информация об ЛПУ осуществляющем обслуживание
